Наука как служанка идеалогии
Автор: Andros
Блог: Andros
Редактировалось: 3 раза — последний 8 августа 2016
0
Голосов: 0
От о. Всеволода Чаплина http://pravoslav-pol.livejournal.com/61931.html :
"Речь Патриарха на встрече с учеными-ядерщиками – как говорили в древнем Суздале, worth reading:http://www.patriarchia.ru/db/text/… . Над текстом явно работало несколько человек – и это правильно, потому что такие речи не должны быть плодом спонтанного творчества одной личности. Даже в пресловутом Ватикане давно перестали скрывать, кто что готовит для произнесения Папой – ведь это должны делать профильные специалисты, а не «харизматики».
Впрочем, есть за что саровскую речь и покритиковать – чтобы никому жизнь медом не казалась. ) Мы – и я себя совершенно не исключаю – слишком привыкли ко взятому у католиков, а потом заученному нами в семинариях тезису: «Религия и наука – разные области познания, и между ними нет противоречий». Поделили территорию – и давайте дружить, обниматься на банкетах (что само по себе не грех, а уж я так вообще это дело люблю, особенно в компании естественников и околокосмической братии, по семейной традиции). Но если бы все было так просто…
«Чистая» наука, лишенная социально-идейной нагрузки и общественного проектирования – то есть вещей, непременно с религией пересекающихся, - это сегодня редчайший случай. Гуманитарные и социальные науки, психология, а уж тем более философия неотрывны от социально значимых идей, в том числе религиозных и антирелигиозных. На поле этих наук всегда велась, ведется и будет вестись не только полемика, но и борьба между активной верой и активным неверием. Почти неотделимы эти науки и от «политики» в ее «большом» измерении.
Но и с естественными науками, а уже тем более с технологиями - не все однозначно. Его Святейшество правильно отличает от «чистой» науки идеологию, «которая в западной истории тесно связана с просвещенческим культом разума и позднее приобрела форму так называемого сциентизма — то есть, идейной позиции, полагающей науку наивысшей культурной ценностью, способом разрешения любых вопросов бытия и т.д.». Проблема в том, что носители подобной идеологии часто выступали заказчиками развития науки и технологий – от лица государств или крупного бизнеса. Определенные «выводы» наук, в том числе естественных, подгонялись под настроения политических и экономических элит. Направления развития науки и технологий тоже во многом определялись этими элитами. Нужно было оправдать евгенику – ученые это делали. Нужно сегодня скрыть реальные интеллектуально-социальные различия рас – пожалуйста, «научное сообщество» будет об этих различиях молчать. Нужно было раскрутить общую теорию относительности как призрак некой социальной модели – и сторонники этой теории вдруг вытеснили из научного дискурса ее противников. Мечтают богатые жить на земле 200-300 лет, а то и вечно – и наука работает на них, забывая о насущных интересах простых людей. Надо создать бактериологическое или генетическое оружие – и над этим работали и работать будут, хотя такое оружие гораздо более безнравственно, чем ядерное (рад тому, что создатели последнего вспомнили, как нынешний Патриарх, будучи митрополитом, вместе с командой здравых людей помогли «прикрыть» ядерный щит России от атаки либерал-разрушителей). Кстати, насчет бактериологического оружия: не раз видел, с каким презрением ветераны Великой Отечественной, даже «штабные», относятся к одному орденоносному «герою» букашечно-вирусного фронта, ставившему эксперименты на советских солдатах, пока ему пленных не подвезли.
В общем, примеров идеологической эксплуатации науки – масса. Такая эксплуатация – не исключение, а мейнстрим (и не надо бояться говорить об этом, несмотря на оставшееся от советского времени «благоговение» перед наукой). Впрочем, ничего удивительного в упомянутом явлении нет.
Патриарх повторяет еще одно шаблонное утверждение: «Современная наука сформирована прежде всего культурным контекстом европейской религиозно-философской мысли, всего интеллектуального развития, связанного с христианской метафизикой и христианским переосмыслением устройства мира». Это правильно, но лишь отчасти. Корни многих титулованных научных школ и направлений – в оккультизме, тайных обществах и темных политико-идеологических организациях. И каковы корни – таковы и плоды".
Препарат от рака "Афонское чудо" | Для чего нужны церковные свечи

Нет комментариев. Ваш будет первым!