Индексация пенсий. Что происходит, чего ждать в 2016 г.

21 сентября 2015 - 45-90
article317.jpg

     В летний период пенсионных новостей было немного. СМИ и официальные источники отмалчивались. Пенсионная тематика практически исчезла из публикаций, дискуссий, теле и радио передач, словно предвещая беду - неизбежную и неотвратимую. И даже приятно удививший размер августовского перерасчета, тревогу (у нас - редакции 45-90) не рассеял. 

      Несколько раз в прессе мелькнули сообщения от традиционно "плохих полицейских" - глав Минфина и Минэкономразвития, которые с удрученными лицами поведали об ужасном состоянии бюджета, падении ВВП, таянии запасов Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда и необходимости в этой связи срочно сокращать социальные расходы (пенсионные выплаты, пособия и т.д.). Им, как водится в этой бесконечной "антрепризе", возразили "хорошие полицейские" с праведно-гневно-возмущенными лицами - вице-премьер, отвечающая за социальный блок и глава комитета Госдумы по социальной политике: - "ай я яй, этого делать нельзя, не надо, вы что.., ни в коем случае..., давайте еще подумаем".  Словом все как всегда.

     Информация, взволновавшая всех, относительно проведения индексации пенсий в 2016 году ниже уровня фактической инфляции, официально не подтверждалась и не опровергалась с отсылками на то, что окончательные решения будут приняты  в сентябре. Сентябрь наступил, однако принятие решения теперь перенесено на октябрь. Тем не менее, на днях появились первые информационные ласточки с вестями о том, что обсуждали в Правительстве во время "летней тишины" и о том, к чему следует готовиться 40 миллионам пенсионеров. Об этом написали Ведомости, со ссылкой на собственные источники в Правительстве. По-видимому, на этот раз к сказанному следует относится серьезно, несмотря на то, что конкретный "источник в Правительстве"  указан не был. 

     Итак, что же обсуждалось Правительством летом и какие решения подготовлены, если верить источнику Ведомостей, в части экономии бюджетных расходов за счет пенсионеров?

     При обсуждении нового бюджета в Правительстве Минфин привел расчеты, показывающие, что если оставить все так, как есть, то к началу 2017 г в национальном резервном фонде останется всего 500 миллиардов рублей и поэтому придется расходовать средства фонда национального благосостояния (ФНБ). Если ничего не предпринять, то к 2018 году будет растрачен и он. В итоге Государство полностью исчерпает резервы и погашать дефицит бюджета - нехватку средств на Государственные расходы и программы - станет нечем. При нынешней цене за нефть ($50 за баррель) этот дефицит за 2016–2018 гг. составит около 8 трлн руб.
     Понятно, что дефицит любого бюджета, как семейного, так Государственного, можно ликвидировать двумя путями - либо зарабатывать больше, либо тратить меньше. Ну а поскольку зарабатывать деньги никаким иным путем, кроме как сидеть "у пальмы"  и ждать пока "банан" (нефть) сам не упадет в рот, нынешний кабмин не умеет, то остается второй путь - снижать расходы. Какие? Конечно же социальные. И первый источник экономии средств, куда всегда автоматически поворачивается голова Минфина и Минэкономразвития в сложной ситуации - это пенсионные деньги.
 
     По словам Ведомостейлетом на закрытых совещаниях Правительства Минфин предлагал следующие решения (цитата): 
  • "Повышение пенсионного возраста уже с 2016 г. Экономия от этого по его оценкам – от 620 млрд до 1,3 трлн руб. за три года в зависимости от скорости повышения: по 6 месяцев или по 1 году в год, до 65 лет для мужчин и женщин. «Предложение Минфина о повышении пенсионного возраста с 2016 г. – это не просто пожелание, оно серьезно обсуждалось на совещаниях, было поддержано многими чиновниками».. 
  • Индексация пенсий на 4% в 2016–2018 гг. (до сих пор Минфин настаивал на 4,5%),
  • Отказ от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом от 500 000 руб. (пока рассматривается вариант от 1 млн руб.)".

     

     Вообще говоря, если вдуматься, то все это выглядит странно. Казалось бы - какое дело Госбюджету до бюджета Пенсионного фонда? Пенсионный фонд - "автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов", которая, если отбросить детали, сама собирает страховые взносы у работающих граждан, фиксирует их пенсионные права (чтобы потом вернуть в виде пенсий) и из поступивших средств выплачивает нынешним пенсионерам пенсии. Причем тут Госбюджет? Почему его так волнуют деньги Пенсионного фонда и то, как они тратятся? Ведь это деньги, не принадлежащие Госбюджету. С какой стати и на каком основании Минфин и Минэкономразвития решают и предлагают как платить,  кому платить и сколько, кого лишить пенсии (речь о работающих пенсионерах), в каком возрасте выходить на пенсию, как ее индексировать? Ведь это не их дело и не их вопросы, ибо все процедуры выплат, начислений, индексации и т.д. прописаны и утверждены Федеральными законами и отнесены к компетенции ПФ. Но это с одной стороны.

     С другой стороны, основания для вмешательства Государства в дела ПФ, как будто бы, есть, поскольку ежегодно из Госбюджета в ПФ перечисляются довольно значительные суммы (в 2014 г. - 2,4 триллиона рублей). Сопровождается это обычно неким подтекстом - "на погашение дефицита Пенсионного фонда". И вот тут важно разобраться:

  • Во-первых - существует ли у ПФ дефицит и дефицит ли это?
  • Во-вторых - почему и на какие цели идут и тратятся средства, перечисляемые из Госбюджета в ПФ? 

     

Ответы можно найти в отчетах по исполнению бюджета ПФ. Оказывается, что трансферты из Госбюджета в ПФ предназначены и идут на: 

  1. Выполнение социальных обязательств и льгот, предоставленных Государством отдельным категориям граждан и организаций, а именно: на ведение программ материнского капитала и софинансирования пенсий; на компенсацию льгот, предоставленных ряду организаций по занижению тарифов страховых взносов (организации, использующие труд инвалидов, научные организации, производители сельхозпродукции и др. уплачивают не 22% а меньше); на социальные выплаты (доплаты к пенсии), ЕДВ и ДЕМО - участникам и инвалидам ВОВ, лауреатам, орденоносцам; на социальные доплаты тем, чей размер пенсии ниже прожиточного минимума; на выплаты по уходу за инвалидами, потерю кормильца; на компенсационные выплаты пенсионерам-северянам и т.д. Администрирование, т.е. учет, контроль и выплаты по этим льготам и обязательствам, Государство перепоручило Пенсионному фонду, обязавшись регулярно перечислять необходимые для этого средства.
     
  2. Индексацию пенсий по уровню фактической инфляции. Это тоже не что иное, как обязательство Государства перед своими гражданами, гарантирующее им, что их пенсионные капиталы и пенсии не обесценятся. Иначе говоря, виновник "обесценивания" (инфляции), взял на себя и законодательно прописал обязательство - компенсировать людям потери, в случае их возникновения по его (Государства) вине. Кто виновник инфляции? Ответ очевиден - Государство в лице управленцев экономического блока. Кто должен компенсировать потери от обесценивания пенсионных капиталов и пенсий в результате инфляции по закону? Ответ тоже очевиден  - Государство (Госбюджет), индексируя их на уровень фактической инфляции.

     

     Получается, что никакого дефицита (нехватки средств для выплаты пенсий) у Пенсионного фонда нет - страховых взносов молодых людей, перечисляющих их в ПФ, сегодня хватает  на выплаты трудовых пенсий нынешним пенсионерам, а перечисления (трансферты)  Госбюджета предназначены исключительно для оплаты социальных обязательств Государства

       Что же касается текущей ситуации и предлагаемых решений, то непонятно почему, безо всяких на то оснований, Минфин предлагает переложить ответственность за выполнение обязательств Государства на Пенсионный фонд. Каким образом и что это будет означать для его рядовых "пользователей-вкладчиков" - пенсионеров?

Означать это будет то, что по Государственным  обязательствам предложено расплатиться старикам. Если по существу, то Минфин предлагает следующее:

  • заставить нынешних пенсионеров "отщипнуть" из своих пенсий "немножко денег" - процентов по 10 или около 1 тысячи рублей (предложено индексировать пенсии в будущем году на 4%, вместо 12-14% фактической инфляции, прогнозируемой на конец 2015 года);
  • работающим пенсионерам полностью отдать свои пенсии на "общее благо" (предложено не выплачивать пенсии работающим пенсионерам); 
  • а тем, кто вот-вот собирается выходить на пенсию - отложить это дело на попозже и дать возможность еще 5 лет распоряжаться своими пенсионными накоплениями "дяде Силуанову" с "дядей Улюкаевым" (предложение повысить возраст выхода на пенсию).

     

     Законно ли все это? Абсолютно незаконно! С законодательной точки зрения это нарушение  статей 15, 16, 18 и закона  ФЗ-400,  "О страховых пенсиях". Про моральную сторону говорить вообще не приходится.

     Почему же так долго тянут с принятием решения и не осмеливаются его окончательно обнародовать?

С нашей точки зрения причин две. Первая - незаконность предлагаемого решения. Придется либо принимать новые законодательные акты, либо признаться в незаконности своих предложений. Вторая причина, с нашей точки зрения - "социально-электоральная". В будущем году предстоят выборы в Госдуму и поэтому обидеть наиболее активную часть электората - 40 миллионов пенсионеров, которые наверняка придут на выборы, может оказаться "себе дороже".

Не думаем, что среди причин задержки решения присутствует моральная составляющая. Какая мораль, если речь о деньгах, если перед авторами стоит угроза потерять работу из-за профессиональной непригодности и неспособности решить проблему? Мужества добровольно уйти в отставку у экономического блока видимо тоже не хватает...

     

     А есть ли иные способы наполнить Госбюджет, кроме как "не платить по долгам"? Конечно есть. Ну, например, вывести из тени 20-22 миллиона трудоспособных граждан, не уплачивающих ни страховые, не иные налоговые сборы - это могло бы принести до 1 - 1,5 триллионов ежегодных дополнительных поступлений в бюджет (как раз хватило бы на индексацию). Ну не умеете приращивать ВВП - введите дополнительные налоги или, например, Государственную монополию на алкоголь (способ, проверенный веками).

     Но самый эффективный, с нашей точки зрения, способ - заменить "диванных генералов от экономики", не создавших за свою жизнь ни одного эффективного инвест-проекта, производства, рабочего места, державших в руках только авторучку, фломастер, i-pad и хорошую зарплату, на тех, кто реально умеет это делать. Слава Богу, в стране уже выросли и губернаторы, сумевшие в гораздо более худших условиях поднять экономику на местах, создать новые производства и рабочие места, благоустроить свои территории, и бизнесмены, создавшие капиталы не на отмывке Госбюджетных средств, а за счет упорного тяжелого труда и таланта. Их имена известны. Зачем держать на корабле команду, которая неизбежно посадит (уже посадила) его на мель, которая, чтобы сохранить плавучесть, предлагает выбрасывать за борт стариков?

 

 

Похожие статьи:

0 # 21 сентября 2015 в 18:37 +2

Согласно подсчетам американской компании Stratfor, Российская Федерация ежегодно выделяет 5 миллиардов долларов
(или порядка 325 миллиардов рублей по текущему курсу) на поддержку таких непризнанных территорий, как Крымский полуостров, Донбасс,
Южная Осетия, Приднестровье и Абхазия. Согласно мнению немецкого политолога и главного редактора журнала Osteuropa Манфреда Запера,
российские власти продолжат тратить эти деньги, даже несмотря на внутренние проблемы в экономике, предпринятые в отношении них санкции
и низкие нефтяные цены. «Абсурдность ситуации состоит в том, что такого рода ошибочные действия тридцать лет назад привели к развалу
Советского Союза», - сказал аналитик.
http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008268708.html

rzd # 25 сентября 2015 в 19:47 +1
Поддерживаю ваш анализ происходящего. В ответ на санкции принял решение: 1. Не покупать мебель из "IKEA". 2. Не ходить в "МАКДОНАЛЬДС". 3. Не устанавливать обновления "WINDOWS". 4. Слезть с нефтяной и газовой трубы назло врагам.
Как мне кажется, Россия 2 раза спасала Европу от порабощения - от Наполеона и от Гитлера. Как бы не пришлось 3-й раз спасать этих "яйцеголовых Манфредов"? А они - добра не помнят.

rzd # 21 сентября 2015 в 19:49 +1
Второй раз говорю на этом сайте (повторяюсь):
"Постоянные нескончаемые эксперименты над населением России. 25 лет наблюдаю за этими процессами. У руководства страной находятся достойные уважаемые люди, которые с ложкой раздают "по справедливости" из того, чего есть. Но постоянно не хватает. А вот сделать так, чтобы того, чего надо раздавать ложкой было больше - они не умеют. Нет таланта "в этом деле". Хотя периодически возникают лозунги типа "надо увеличивать производительность труда". Но этим дело и заканчивается. Кроме лозунгов никакой конкретно программы нет. Соответственно нет реального роста ВВП страны. (Аферисты типа Чубайса и прочие иже с ним в стране положение не выправят)."
Неужели Россия не может родить очередного Столыпина, который четко и громогласно скажет, каким правильным путем следует идти дальше?
0 # 21 сентября 2015 в 20:04 0

Так родильного дома нет...

0 # 21 сентября 2015 в 20:17 +1
Полностью согласен со всеми выводами.
Кстати, почти одновременно схожие выводы делает МК - отличная статья Леонида Берреса.
Там похожие мысли о Минфине и его "проделках".
Все остальные СМИ (45-90 и МК - единственные исключения) и телеканалы только транслируют тексты "управленцев", не вникая и не понимая что происходит, не анализируя ни причин ни последствий.
Спасибо за отличную статью!
VladNik2015 # 22 сентября 2015 в 19:26 0
Зато на чемпионат по футболу 2018 года деньги есть,куда потратят(разворуют) миллиарды рублей. И будет обнищавший(обворованный) народ смотреть,как футболисты(практически все они долларовые миллионеры) будут тусоваться на футбольном поле. Кому это выгодно??? Без футбола прожить можно, а без денег........?
zavhozz # 22 сентября 2015 в 22:53 0

"Законно ли все это? Абсолютно незаконно! С законодательной точки зрения Минфин прелагает нарушить статьи 15, 16, 18 и закона ФЗ-400, "О страховых пенсиях"."

Все же Минфин предлагает изменить закон, а не нарушить. Что незаконного в предложениях изменить закон?

0 # 23 сентября 2015 в 07:11 +1
Если бы предложение звучало так - "предлагаем внести изменения в статьи 15, 16, 18 закона ФЗ-400", "О страховых пенсиях", то трудно было бы с вами не согласиться.
Но пока предложение звучит иначе "предлагаем индексировать пенсии не по фактической инфляции, а по "моим" - Минфина возможностям".
Выносится это предложение на заседание Правительства, а не Госдумы и вообще ни слова о необходимости изменения закона.
zavhozz # 23 сентября 2015 в 11:41 +1

"Если бы предложение звучало так - "предлагаем внести изменения в статьи 15, 16, 18 закона ФЗ-400", "О страховых пенсиях", то трудно было бы с вами не согласиться."

При желании и к такому тексту можно придраться. У Минфина по Конституции РФ нет права законодательной инициативы.
Поэтому лучше так: "предлагаем Правительству предложить Госдуме внести изменения в статьи 15, 16, 18 закона ФЗ-400"

0 # 26 сентября 2015 в 19:21 0
... и еще, если народная социалка очень нагружает бюджет и ее рьяно кроят и перекраивают, начали бы с себя и разрузили ее за счет отмены депутатских льгот и жирных пенсий...